Рассмотрим в деталях схему и процесс проведения сделки купли-продажи квартиры в банке на самом распространенном классическом примере. Простой вариант без отягощающих обстоятельств: собственник ребенок, недееспособный - опека, разъезд, альтернатива, ипотека, нотариат, долевая собственность..
Продает квартиру взрослый единоличный собственник, никто не прописан - покупатель с наличными живыми деньгами, без ипотеки.
Итак, покупатель на квартиру найден, стороны ударили по рукам и готовы провести сделку купли-продажи квартиры. Что дальше?...
Как наверное и в любом другом деле, львиную часть времени в сделке купли-продажи недвижимости занимает подготовительный этап.
Прежде всего, для подтверждения ваших и наших намерений необходимо подписать предварительный договор или авансовое соглашение - это стандартная процедура в сделках при продаже недвижимости.
На стадии аванса на бумаге закрепляются достигнутые устные договоренности между сторонами. В предварительном соглашении прописываются все детали предстоящей сделки:
- время и место проведения сделки
-
сроки физического и юридического освобождения квартиры
-
порядок финансовых взаиморасчетов
-
ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств
-
штрафные санкции за предоставление недостоверной информации об объекте недвижимости или субъекте права
Аванс, обычно, вносится в размере 30-50 тысяч рублей. Также, в подтверждении намерения купить квартиру, может быть внесен не аванс, а задаток за квартиру. В отличии от аванса, задаток сумма невозвратная.
Некоторые клиенты на рынке недвижимости, считают внесение аванса атавизмом, абсолютно лишним и давно устаревшим. Уверены, что аванс внесенный в размере нескольких десятков тысяч рублей - это не гарантия, что покупатель не откажется от сделки в последний момент, так как считают эту сумму пренебрежительно малой для обеспечения серьезности намерений.
Да, этот этап попахивает нафталином, не без этого. Стоит отметить, что и действительно, по большому счету, стадия аванса носит чисто символический характер. И все же, следует придерживаться устоявшимся правилам делового оборота и принять аванс за квартиру, так как этот первый и самый важный этап налаживания взаимопонимания в отношениях между всеми заинтересованными участниками процесса.
После принятия аванса, каждая из сторон готовится к сделке в рамках достигнутых договоренностей:
- Продавец собирает необходимый пакет документов
-
Покупатель проводит проверку юридической чистоты объекта
Перед сделкой покупатель должен убедиться:
- в отсутствии наложенных ограничениях на квартиру
-
в психическом и физическом здоровье и состояние продавца
-
в отсутствии законных наследников и лиц претендующих на долю в праве
-
в легитимности возникновения права собственности
-
в отсутствии долгов по ЖКХ
Продавец предоставляет весь необходимый под сделку пакет документов:
- Удостоверение личности (гражданский внутренний паспорт)
-
Правоустанавливающие и правоподтверждающие документы
-
Справки из ПНД и НД
- ЕЖД (единый жилищный документ)
-
Выписка из домовой книги
-
Нотариальное согласие супруга на сделку/заявление о приобретении квартиры вне брака
Следующий этап - согласование конкретного отделения банка для проведения сделки купли-продажи квартиры. Следует обратиться к менеджеру или заведующему отделением депозитария кредитной организации, который предложит на выбор удобное время, которое есть в расписании. Время проведения сделки купли-продажи обязательно необходимо согласовывать со всеми заинтересованными лицами - продавцом и покупателем, их представителями - контрагентами, юристами, риэлторами.
Следующий этап в схеме проведения сделки - составление проекта договора купли-продажи квартиры.
Составить проект договора может любая из сторон - это не принципиально: риэлтор, юрист, контрагент, нанятый со стороны регистратор. Утвердить ДКП (договор купли-продажи) необходимо со всеми участниками сделки.
Для регистрации самой сделки, а точнее договора купли-продажи, приглашаются регистраторы, на их представителей заблаговременно необходимо сделать доверенность.
По опыту могу сказать, что работать с фирмами-регистраторами намного удобнее и быстрее, нежели сдавать документы в МФЦ. Регистраторы приезжают в банк во время проведения сделки, забирают документы после подписания, а после регистрации привозят обратно. Они не только доставляют документы в Росреестр, но и контролируют непосредственно сам процесс перехода права собственности. В случае приостановки регистрации, по тем или иным причинам, частные регистраторы мгновенно реагируют на изменившиеся обстоятельства и сделают все возможное, чтобы исправить сложившуюся ситуацию в кратчайшие сроки. Тогда как в аналогичном случае, тяжелая бюрократическая машина в лице МФЦ может попросту сильно забуксовать.
Следующий этап - сама сделка.
Все участники сделки собираются в банке в назначенное время. Продавец и покупатель приглашаются в комнату переговоров для подписания договора купли-продажи квартиры. В это время, банковские служащие составляют договор аренды банковской ячейки с обязательными условиями доступа к сейфу.
Порядок взаиморасчетов:
- Покупатель передает продавцу необходимую сумму денег.
-
Продавец проверяет и пересчитывает купюры самостоятельно, при этом он может воспользоваться услугами кассового операциониста банка.
- Покупатель и продавец вдвоем закладывают деньги в банковскую ячейку
Ключ от банковского сейфа остается у покупателя до завершения регистрации перехода права собственности
Услуги регистраторов, госпошлину и аренду банковской ячейки оплачивает покупатель квартиры. По всем законам жанра должно быть именно так, если не достигнуто иного соглашения в этой части.
При этом, комиссия риэлтора за услуги по продаже квартиры может:
- храниться в одной ячейки с деньгами продавца и выплачивается только после полного завершения сделки купли-продажи квартиры
-
закладываться в отдельный сейф, на таких же условиях выемки как и деньги продавца - только после предоставления документов подтверждающих успешную регистрацию перехода права собственности на объект
-
выплачиваться агенту в день совершения сделки под гарантийное письмо (такой вариант возможен, если риэлтор имеет хоть какую-то организационно-правовую форму - ИП или ООО)
Договор подписан, стороны «заложились» (“Заложиться” жарг. - Произвести закладку денег в банковскую ячейку), пакет документов отправлен в Росреестр. На данном этапе - это все.
Далее предстоит дожидаться окончания срока регистрации, сейчас на 2018 год это порядка 10 рабочих дней.
После завершения регистрации и получения документов из Росреестра, стороны сделки встречаются в обозначенное время в банке. Покупатель передает ключ от банковской ячейки продавцу, в обмен на расписку в получении денег в счет продажи квартиры.
Выемка денег продавцом из сейфа происходит по договору аренды банковской ячейки при предоставлении следующего пакета документов:
- договор аренды банковской ячейки
- паспорт продавца
-
договор купли-продажи с отметкой регистрирующего органа о переходе права собственности на объект недвижимости
-
выписка из ЕГРН
Заключительный этап сделки купли-продажи - физическая передача квартиры новому владельцу. На этой стадии стороны сделки встречаются непосредственно на самой квартире для подписания акта приема-передачи. В акте фиксируется, что квартира передается в надлежащем состоянии, с обязательным санитарно-техническим оборудованием, без задолженностей по ЖКУ. Покупатель, в свою очередь, подтверждает, что не имеет каких-либо претензий к объекту и продавцу.